2.25.2021

СССР 1918 - 1937

      СССР   1918 - 1937     

Наука

1918, январь — инженер (будущий академик) Г.О. Графтио по поручению Ленина разрабатывает смету на строительство Волховской ГЭС.

1918, март — Летно-научная база под рук. профессора Жуковского. Совместная работа с Расчетно-испытательным бюро при Высшем техучилище (МГТУ имени Баумана).

1918 — Ленин на встрече с русским учёным Винтером попросил начать активную работу в ядерной энергетике.

1918, март — предложение Ленина организовать Академии наук исследования в области ядерной энергетики

1918, май — создается Институт по изучению мозга и психической деятельности.

1918, июнь — II Всероссийский авиационный съезд.

1918, июль — Первый завод по производству радия.

1918, август — создание Михаилом Бонч-Бруевичем по поручению Ленина Высшего геодезического управления и госпредприятия «Аэрофотосъемка».

1918, сентября — Институт физико-химического исследования твердого вещества.

1918, октябрь — ЦАГИ — Первый в мире институт во главе с Жуковским и Туполевым, объединяющий широкий круг исследований.

1918, декабрь — создаются: Государственный институт прикладной химии; Научный химико-фармацевтический институт.

1918 — Первая радиолаборатория в Твери.

1918, декабрь — более крупная Нижегородская радиолаборатория.

1918 — Комиссия по артиллерийским опытам (КОСАРТОП). Она создала программу создания новых орудий, боеприпасов и приборов.

1919, январь — Российский научный химический институт.

1919 — Физико-механический факультет при Петроградском политехе.

1919 — Комиссия по развитию тяжелой авиации (КОМТА)

1919, июль — Российский астрономо-геодезический институт (АГИ).

1919, декабрь — Государственный вычислительный институт (ГВИ).

1923, апрель — институты АГИ и ГВИ реорганизуются в единый Государственный астрономический институт.

1920, март — Шуховская радио-телебашня на Шаболовке.

1920, ноябрь — Институт инженеров Красного Воздушного флота (ВВИА им. Жуковского).

1920 — Первый факультет воздушных сообщений в Путейском институте.

1920 — открылись: Институт инженеров Красного Воздушного флота (ВВИА им. Жуковского); Государственный институт народного здравоохранения; Биохимический институт им. А. Н. Баха, Институт контроля вакцин и сывороток; Туберкулезный институт; Институт социальной гигиены и др.

1920 — Постановление Съезда советских металлургов о развитии электролитического получения магния для алюминиево-магниевых сплавов.

1921, январь — Первый советский гражданский самолет – тяжелый триплан «КОМТА».

1921, январь — по указанию Ленина создаётся Комиссия по разботке программы развития «воздухоплавания и авиастроительства».

1921, февраль — по инициативе В.А. Стеклова создаётся Физико-математический институт.

1921, ноябрь — созданы институты: Государственный рентгенологический и радиологический (медико-биологический институт); Государственный физико-рентгенологический институт;

1921, декабрь — Радиевый институт.

1922 — Первый ускоритель элементарных частиц.

1921 — Плавучий морской исследовательский институт (Плавморнин).

1921 — Экспериментальная мастерская новейших изобретений (ЭКСМАНИ – экспериментальную мастерскую новейших изобретений).

1922, октябрь — Комиссия при ЦАГИ по постройке металлических самолетов во главе с Туполевым.

1922, декабрь — 3-летняя программа развития авиапрома.

1921—1923 — организованы Астрофизический институт, Биологический институт им. К.А. Тимирязева, Географический институт.

1922 — при МГУ было организовано 11 научно-исследовательских институтов. При физико-математическом факультете: математики и механики, физики и кристаллографии, минералогии и петрографии, зоологии, ботаники, антропологии, астрономо-геодезический, геологический, почвенный, географический и химический. При медицинском факультете — Институт высшей нервной деятельности.

1922 — Первая в мире трансляция концерта по радио.

1923 — Институт аспирантуры для подготовки научных кадров

1923 — Производство 400-сильного авиамотора (американского «Либерти») и 300-сильного «Испано-Сюиза» и разработка советского авиадвигателя М-11.

1924 — Первый в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком ТБ-1.

1924 — Единый Госавиатрест.

Только в 1918 – 1919 гг. было создано 33 научно-исследовательских института. К 1923 г. число НИИ достигло 56, а в 1929 г. – 406.

1я пятилетка    1928 - 1932

В рекордно короткие сроки (фактически за 4 года) построено 1.500 промышленных предприятий.

Крупнейшие стройки Первой пятилетки - гиганты советской индустрии:

ДнепроГЭС
Магнитогорский металлургический комбинат в Челябинске
Сталинградский тракторный завод (СТЗ)
Харьковский тракторный завод (ХТЗ)
Челябинский тракторный завод (ЧТЗ)
Горьковский автозавод
Московский автозавод
Нижегородский автомобильный завод (будущий ГАЗ)
"Ростсельмаш"- гигантский комбайновый завод в г. Ростов
Керченский металлургический завод
Мариупольский трубный завод
Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения
Новокузнецкий металлургический комбинат
Московский электрозавод
Московский шарикоподшипниковый завод
"Уралмашзавод" в Свердловске (Екатеринбург)
Беломоро-Балтийский канал
Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб)

Были заново созданы целые новые отрасли:
автомобильная
тракторная
сельскохозяйственное машиностроение
авиационная
станкостроение
химическая промышленность
черная металлургия.
Была создана вторая угольно-металлургическая база - Кузбасс (первая - Донбасс).
Впервые в России стали производить промышленный азот, синтетический каучук, искусственное волокно. Новые отрасли оснащались передовой, в основном импортной (немецкой и американской) техникой: импорт составлял до 80% машин и оборудования новых предприятий.

2я пятилетка 1933 – 1937

К разработке плана 2-й пятилетки были привлечены крупные научные силы - Академия наук СССР, 200 научных институтов, сотни крупных ученых страны, проведено 24 общесоюзных научно-технических конференций и совещаний, которые координировал Госплан.

Было построено  4.500 промышленных объектов 

Возведены промышленные гиганты:
Металлургический комбинат в Норильске (за Полярным кругом);
Урало-Кузнецкий комбинат - угольно-металлургическая база на востоке страны;
Краматорский завод тяжелого машиностроения;
Уральский завод тяжелого машиностроения;
Московское метро (в 1935 году пущена первая линия);
Азовсталь (металлургический завод);
Запорожсталь (металлургический завод);
Уральский вагоностроительный завод;
Криворожский металлургический завод;
Новолипецкий металлургический завод;
Новотульский металлургический завод;
Ташкентский текстильный комбинат;
Барнаульский хлопчатобумажный комбинат;
Беломорканал (227 км);
Канал им. Москвы (128 км);
Дубровская ТЭЦ;
Новомосковская ГРЭС;
Кемеровская ГРЭС;
Среднеуральская ГРЭС;
Нижнесвирская ГЭС;
Рионская ГЭС;
Канакерская ГЭС.
Построено 3.600 школ в городах и 15.000 в сельской местности.

Благодаря развитию отечественного тракторостроения, в 1932 году СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы, а в 1934 году Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспортируемым за границу. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тыс. тракторов, что составило 40 % от их мирового производства.

В годы второй пятилетки СССР, по существу, прекратил ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов (хотя следует признать, что не все оборудование, выпускаемое в СССР, было высококачественным). Перестали импортировать хлопок. Затраты на приобретение черных металлов с 1,4 млрд. руб. в годы первой пятилетки сократились до 88 млн. руб. (1937 г.). В 1936 г. удельный вес импортной продукции в общем потреблении страны снизился до 1-0,7 %. Торговый баланс СССР в 1937 г. стал активным и принес прибыль.

в 1937 г. экипажи В.П.Чкалова и М.М.Громова совершили перелеты из Москвы через Северный полюс в США с установлением мировых рекордов дальности. В том же году была предпринята масштабная воздушная экспедиция в Центральную Арктику с организацией первой в мире долговременной дрейфующей станции во главе с И.Д.Папаниным. Накануне Великой Отечественной войны в СССР появилась первая в Европе установка по разгону элементарных частиц – циклотрон.

Некогда аграрная страна добилась того, что по структуре промышленного производства вышла на уровень самых развитых стран мира. По объему промышленной продукции СССР к концу 1930-х гг. обогнал Великобританию, Германию, Францию, заняв второе место в мире после США. А по темпам индустриального роста впервые превзошел и показатели развития американской экономики. 

 После войны:

1й реактор  1946 ( в США 1942)

1я атомная бомба - 1949

1й спутник -1957

1й человек в космосе  1961  - через 16 лет после страшной разрушительной войны!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий