6.09.2016

Диверсионный анализ. Зачем изобретать проблемы?




Обращение исследовательской задачи

Прием обращения был предложен для решения исследовательских задач. (1) Заключается он в том, что вместо основного вопроса «как это явление объяснить?» ставится вопрос «как это явление получить?». Т.е. задача исследовательская превращается в изобретательскую, решение которой дает нам одну или несколько гипотез, подлежащих проверке. Для решения полученной изобретательской задачи, мы можем применить все средства ТРИЗ. Особенность состоит в том, что для решения обращенной исследовательской задачи мы можем использовать только имеющиеся в системе ресурсы, т.е. мы не можем вводить новые вещества и поля, как могли бы сделать в «нормальной» изобретательской задаче.

Прием обращения исследовательской задачи может применяться для поиска причин производственного брака, для поиска причин какого-то непонятного явления, природного или рукотворного. 

Пример: Плывун – опасное природное явление, состоящее в том, что грунт, находящийся под давлением или просто под действием собственного веса, начинает двигаться, «плыть». Строители всегда считали, что виновата вода. Достаточно откачать ее и плывун остановиться. Часто так и бывает. Однако существуют плывуны, которым откачка воды не помогает, они продолжают двигаться. Как это объяснить?
Обращенная задача: Как сделать сухой массив грунта текучим?
Нужно ввести смазку между частицами. Где ее взять? Из ресурсов. Что может находиться в массе грунта? Микроорганизмы! Они разлагают входящие в состав грунта вещества, выделяют слизь и пузырьки газа, облепляющие частицы грунта. Прекрасная смазка на воздушной подушке! Почвоведы давно замечали, что плывун пахнет гнилью, но открытие таких безводных плывунов было сделано только в конце 20 века.(2)

Пример: Во время производства микросхем их нужно было перевозить из одного цеха в другой. Грузили схемы в обычные пенопластовые коробки и развозили. Перед транспортировкой все схемы были в порядке, а после непременно оказывалось, что часть микросхем вышла из строя в результате электрического пробоя.
Обращенная задача: Как испортить микросхемы при перевозке?
Нужно во время перевозки микросхем из одного цеха в другой устроить так, чтобы они оказались пробиты электрическим разрядом. Ясно, что нужно использовать электрическое поле. Где его взять? Какие ресурсы у нас есть?  Коробки, в которых эти детали перевозят, - раз. Далее - тряску и вибрации, которые непременно возникают при перевозках. Вроде бы, больше нечего. Но ведь коробки не проводят электричества, а тряска - это ведь тоже не электрическое поле... Да, но электричество можно получить из механического движения, это мы знаем из физики! Нужно посильнее трясти микросхемы во время перевозки, и механическое трение деталей друг о друга непременно создаст электрическое поле. И чем сильнее будет тряска, тем сильнее это поле будет разрушать наши детали.
     Значит... Собственно, задача уже решена. Микросхемы портились потому, что терлись друг о друга во время перевозки. Тогда стали делать коробки металлическими и заземлять их. Паразитное электричество начало уходить в землю, и брак исчез, как и не было...(4)

Диверсионный анализ

Подход, называемый «Диверсионным анализом» позволяет прогнозировать возможные дефекты, брак, чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы и другие нежелательные явления.

Суть диверсионного анализа очень проста и сходна с приемом обращения (инверсии). Вместо того, чтобы стараться понять, какие неприятности, проблемы возможны в данной системе (брак, дефекты…), мы ставим задачу: как, напротив, добиться различных неприятностей, например дефектов, сбоев и брака, в данной системе. Причем эти дефекты должны быть скрытыми и проявиться позже, иначе их не пропустит контроль.  Обеспечить дефекты нужно используя имеющиеся ресурсы. Диверсионный анализ применяется и для поиска причин конкретного брака, дефекта, нежелательного явления. Тогда мы решаем исследовательскую задачу, обращая ее в изобретательскую, как описано выше.

Пример. «Проводилась работа по снижению стоимости и повышению надежности автоматических выключателей очень большой мощности. Группа специалистов была собрана по приказу «большого начальника», против желания участников. Б. Злотин, назначенный руководителем группы, чтобы вести мозговой штурм и применение ТРИЗ, был в этой группе самым младшим по возрасту и низшим по служебному положению. Члены группы, которые считали, что никакие улучшения невозможны и были обижены выбором руководителя, фактически саботировали работу, отказываясь генерировать идеи в процессе мозгового штурма или высказывая заведомо неприемлемые варианты.
Стремясь немного «расшевелить» участников ведущий сказал: «Ну ладно, улучшить систему вы не можете, а вот ухудшить можно?». Последовали явно издевательские предложения – ударить изделие большим молотом перед передачей заказчику, сделать электрические контакты из дерева и т.п. На это ведущий возразил – так испортить любой дурак может, но наши заказчики не дураки, они такое изделие не примут. А как ухудшить, чтобы они этого не заметили? Кто-то из группы сказал: «Ты что, хочешь диверсию придумать?»
Как ни странно, идея «изобрести диверсию» вызвала интерес и люди начали генерировать идеи. И через несколько минут была высказана явно работоспособная «диверсионная идея», поразившая всех – она полностью объясняла аварию с очень тяжелыми последствиями, произошедшую несколько лет назад, причины которой оставались до сих пор не понятными. Саботаж был моментально забыт, все включились в активную работу по углублению понимания аварии и возможностям предотвращения таких аварий. Самое интересное – «лед тронулся», саботаж был забыт и впоследствии группа очень хорошо работала по поиску других идей.»(3)
О том же самом в книге 2: «Слушатели с охотой стали предлагать свои способы. Кто-то предложил части выключателя спаивать не по всей площади соприкосновения, а только по краям; при этом при пропускании малых токов ничего плохого не произойдет, но при больших токах спай начнет интенсивно греться, и в итоге выключатель может развалиться на две половинки. Неожиданно это предложение вызвало замешательство технолога, который сообщил, что именно так и происходит при пайке из-за того, что рабочие экономят дорогостоящий припой, что, в свою очередь, вывело из себя инженера-исследователя, чья лаборатория уже больше 10 лет исследовала причины перегрева и разрушения контактов…»
Пример. Предприятие готовилось к выпуску нового типа электрической мясорубки. Был проведен «диверсионный анализ» на тему – «Как с помощью нашей мясорубки нанести вред людям?». В результате было выявлено, что в этой мясорубке есть зона, куда во время работы может проникать мясной сок, а хорошо промыть эту зону невозможно. Это значит, что в ней могут возникать процессы гниения, размножаться опасные бактерии, это приведет к появлению неприятного запахи и возможности инфекции и т.п. Простейший опыт подтвердил худшие опасения. Выход на маркет был немного задержан, но зато проблема была предотвращена.(3)

«При практическом применении «диверсионного анализа» выяснилась очень интересная особенность – очень часто инверсия приводит к простым и легко решаемым без специальных изобретательских методов инженерным задачам. Поэтому после инверсии рассматриваются обычные инженерные методы осуществления такой или подобной ей функций в разных отраслях техники и науки. Нередко это сразу дает ответ. Если же нет, используется инструментарий ТРИЗ для изобретения соответствующего метода.
Систематическое применение метода позволило очень эффективно работать в направлении повышения качества и эффективно обучать специалистов компании этой работе. Со временем обнаружился интересный эффект: общепринятые специалистами объяснения причин появления брака и дефектов очень часто оказываются совершенно неверными, не имеющими ничего общего с реальностью. Мы научились относиться с подозрением к объяснениям типа «это все знают» если они не позволили устранить данный нежелательный эффект в течение долгого времени. Впоследствии, занимаясь решением научных задач в самых разных областях мы обнаружили тот же эффект – очень многие привычные объяснения, циркулирующие и принятые в научной среде, оказывались не более чем фантазией.» (3)
В 1991 г. .Б.Л. Злотин и А.В. Зусман опубликовали «Методику прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений», представляющую собой развитый алгоритм применения диверсионного подхода. Методика содержит значительный и полезный информационный фонд.
«Методика предназначена для решения проблем, связанных с обеспечением безопасности: прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и других нежелательных явлений; своевременного выявления "факторов риска" и "предвестников аварии"; выработки конкретных технических и организационных решений, направленных на предотвращение спрогнозированных нежелательных явлений и т.п. Методика основана на применении теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и "диверсионного анализа", она не заменяет существующие анти-аварийные методы, подходы и мероприятия, а дополняет их современными методами решения творческих задач.» (5)
Применение в нетехнических областях

Принцип применения для нетехнических задач представляется примерно таким же. Мы анализируем систему (бизнес – процессы, рекламную компанию, мероприятие по стимулированию сбыта…) и ставим задачу – как обеспечить сбой,  как затормозить работу, как воспрепятствовать достижению результата. Затем решаем эту задачу, используя все доступные ресурсы и, если нужно, инструменты ТРИЗ. Когда возможные «аварийные» механизмы в системе выявлены, мы решаем задачи по предотвращению возможных аварий, сбоев, проблем. Такими аварийными механизмами в компании могут быть например:
  • возможность хищений товаров или денег сотрудниками,
  • неэффективность рекламной/ стимулирующей компании,
  • слабая мотивированность персонала,
  • несогласованность работы разных частей (департаментов, отделов) компании и т.п.
 Примеров на применение ДА для нетехнических систем в литературе практически нет. Как впрочем практически нет открытых примеров на тему ТРИЗ + бизнес вообще, в силу конфиденциальности.
По некоторым непроверенным данным Б. Злотин в 90-е годы, делая прогнозную работу для Московской товарной биржи, выявил множество (несколько десятков!) способов срыва торгов.

В своей книге (6, с.100) С. Фаер описал применение диверсионного подхода для создания информационных поводов для публикаций в СМИ в предвыборной компании. Кандидат с административным ресурсом выбил в Москве 40 миллиардов руб. на зарплату шахтерам республики. Был поставлен вопрос: какие причины могут помешать деньгам дойти до шахтеров? Например: деньги уйдут на зарплату руководству шахт, деньги могут быть изъяты налоговой службой, деньги будут крутиться в банках и выплачиваться с большой задержкой. В СМИ был опубликован ряд постановлений об ответственности различных должностных лиц за эти деньги, о невозможности изъятия их налоговой, предложения избирателям сообщать, если что не так, кандидату, с указанием контактных телефонов избирательного штаба.. Т.е. были сделаны удачные ходы в предвыборной кампании кандидата.

1. Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинев, 1989

2. Б.Л. Злотин, А.В. Зусман Решение исследовательских задач.  Кишинев, 1991
3.  http://www.ideationtriz.com/ZZLab/Resources/Subversive_analysis.htm

5.  http://www.metodolog.ru/00891/00891.html

6. С. Фаер. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы.  Киев, 2001



Нечунаев Г.В.
triz4you.ru
 triz77@mail.ru

Перепечатка материалов разрешается при условии сохранения их целостности, указания автора и обязательной гипертекстовой ссылки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий