Обращение
исследовательской задачи
Прием обращения был предложен для решения исследовательских
задач. (1) Заключается он в том, что вместо основного вопроса «как это явление
объяснить?» ставится вопрос «как это явление получить?». Т.е. задача
исследовательская превращается в изобретательскую, решение которой дает нам
одну или несколько гипотез, подлежащих проверке. Для решения полученной
изобретательской задачи, мы можем применить все средства ТРИЗ. Особенность
состоит в том, что для решения обращенной исследовательской задачи мы можем
использовать только имеющиеся в системе ресурсы, т.е. мы не можем вводить новые
вещества и поля, как могли бы сделать в «нормальной» изобретательской задаче.
Прием обращения исследовательской задачи может применяться
для поиска причин производственного брака, для поиска причин какого-то
непонятного явления, природного или рукотворного.
Пример: Плывун – опасное природное
явление, состоящее в том, что грунт, находящийся под давлением или просто под
действием собственного веса, начинает двигаться, «плыть». Строители всегда
считали, что виновата вода. Достаточно откачать ее и плывун остановиться. Часто
так и бывает. Однако существуют плывуны, которым откачка воды не помогает, они
продолжают двигаться. Как это объяснить?
Обращенная задача: Как сделать
сухой массив грунта текучим?
Нужно ввести смазку между
частицами. Где ее взять? Из ресурсов. Что может находиться в массе грунта?
Микроорганизмы! Они разлагают входящие в состав грунта вещества, выделяют слизь
и пузырьки газа, облепляющие частицы грунта. Прекрасная смазка на воздушной
подушке! Почвоведы давно замечали, что плывун пахнет гнилью, но открытие таких безводных
плывунов было сделано только в конце 20 века.(2)
Пример: Во время производства
микросхем их нужно было перевозить из одного цеха в другой. Грузили схемы в
обычные пенопластовые коробки и развозили. Перед транспортировкой все схемы
были в порядке, а после непременно оказывалось, что часть микросхем вышла из
строя в результате электрического пробоя.
Обращенная задача: Как испортить
микросхемы при перевозке?
Нужно во время перевозки
микросхем из одного цеха в другой устроить так, чтобы они оказались пробиты
электрическим разрядом. Ясно, что нужно использовать электрическое поле. Где
его взять? Какие ресурсы у нас есть?
Коробки, в которых эти детали перевозят, - раз. Далее - тряску и
вибрации, которые непременно возникают при перевозках. Вроде бы, больше нечего.
Но ведь коробки не проводят электричества, а тряска - это ведь тоже не
электрическое поле... Да, но электричество можно получить из механического
движения, это мы знаем из физики! Нужно посильнее трясти микросхемы во время
перевозки, и механическое трение деталей друг о друга непременно создаст
электрическое поле. И чем сильнее будет тряска, тем сильнее это поле будет
разрушать наши детали.
Значит... Собственно, задача уже решена. Микросхемы портились потому, что терлись друг о друга во время перевозки. Тогда стали делать коробки металлическими и заземлять их. Паразитное электричество начало уходить в землю, и брак исчез, как и не было...(4)
Значит... Собственно, задача уже решена. Микросхемы портились потому, что терлись друг о друга во время перевозки. Тогда стали делать коробки металлическими и заземлять их. Паразитное электричество начало уходить в землю, и брак исчез, как и не было...(4)
Диверсионный анализ
Подход, называемый «Диверсионным анализом» позволяет прогнозировать
возможные дефекты, брак, чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы и другие
нежелательные явления.
Суть диверсионного анализа очень проста и сходна с приемом
обращения (инверсии). Вместо того, чтобы стараться понять, какие неприятности,
проблемы возможны в данной системе (брак, дефекты…), мы ставим задачу:
как, напротив, добиться различных неприятностей, например дефектов,
сбоев и брака, в данной системе. Причем эти дефекты должны быть скрытыми и
проявиться позже, иначе их не пропустит контроль. Обеспечить дефекты нужно используя имеющиеся
ресурсы. Диверсионный анализ применяется и для поиска причин конкретного брака,
дефекта, нежелательного явления. Тогда мы решаем исследовательскую задачу,
обращая ее в изобретательскую, как описано выше.
Пример. «Проводилась работа по
снижению стоимости и повышению надежности автоматических выключателей очень
большой мощности. Группа специалистов была собрана по приказу «большого
начальника», против желания участников. Б. Злотин, назначенный руководителем
группы, чтобы вести мозговой штурм и применение ТРИЗ, был в этой группе самым
младшим по возрасту и низшим по служебному положению. Члены группы, которые
считали, что никакие улучшения невозможны и были обижены выбором руководителя,
фактически саботировали работу, отказываясь генерировать идеи в процессе
мозгового штурма или высказывая заведомо неприемлемые варианты.
Стремясь немного «расшевелить»
участников ведущий сказал: «Ну ладно, улучшить систему вы не можете, а вот
ухудшить можно?». Последовали явно издевательские предложения – ударить изделие
большим молотом перед передачей заказчику, сделать электрические контакты из
дерева и т.п. На это ведущий возразил – так испортить любой дурак может, но
наши заказчики не дураки, они такое изделие не примут. А как ухудшить, чтобы
они этого не заметили? Кто-то из группы сказал: «Ты что, хочешь диверсию
придумать?»
Как ни странно, идея «изобрести
диверсию» вызвала интерес и люди начали генерировать идеи. И через несколько
минут была высказана явно работоспособная «диверсионная идея», поразившая всех
– она полностью объясняла аварию с очень тяжелыми последствиями, произошедшую
несколько лет назад, причины которой оставались до сих пор не понятными.
Саботаж был моментально забыт, все включились в активную работу по углублению
понимания аварии и возможностям предотвращения таких аварий. Самое интересное –
«лед тронулся», саботаж был забыт и впоследствии группа очень хорошо работала
по поиску других идей.»(3)
О том же самом в книге 2: «Слушатели с охотой
стали предлагать свои способы. Кто-то предложил части выключателя спаивать не
по всей площади соприкосновения, а только по краям; при этом при пропускании
малых токов ничего плохого не произойдет, но при больших токах спай начнет
интенсивно греться, и в итоге выключатель может развалиться на две половинки.
Неожиданно это предложение вызвало замешательство технолога, который сообщил,
что именно так и происходит при пайке из-за того, что рабочие экономят
дорогостоящий припой, что, в свою очередь, вывело из себя
инженера-исследователя, чья лаборатория уже больше 10 лет исследовала причины
перегрева и разрушения контактов…»
Пример. Предприятие готовилось к
выпуску нового типа электрической мясорубки. Был проведен «диверсионный анализ»
на тему – «Как с помощью нашей мясорубки нанести вред людям?». В результате
было выявлено, что в этой мясорубке есть зона, куда во время работы может
проникать мясной сок, а хорошо промыть эту зону невозможно. Это значит, что в
ней могут возникать процессы гниения, размножаться опасные бактерии, это
приведет к появлению неприятного запахи и возможности инфекции и т.п.
Простейший опыт подтвердил худшие опасения. Выход на маркет был немного
задержан, но зато проблема была предотвращена.(3)
«При практическом применении «диверсионного анализа»
выяснилась очень интересная особенность – очень часто инверсия приводит к
простым и легко решаемым без специальных изобретательских методов инженерным
задачам. Поэтому после инверсии рассматриваются обычные инженерные методы
осуществления такой или подобной ей функций в разных отраслях техники и науки.
Нередко это сразу дает ответ. Если же нет, используется инструментарий ТРИЗ для
изобретения соответствующего метода.
Систематическое применение метода позволило очень эффективно работать в
направлении повышения качества и эффективно обучать специалистов компании этой
работе. Со временем обнаружился интересный эффект: общепринятые специалистами
объяснения причин появления брака и дефектов очень часто оказываются совершенно
неверными, не имеющими ничего общего с реальностью. Мы научились относиться с
подозрением к объяснениям типа «это все знают» если они не позволили устранить
данный нежелательный эффект в течение долгого времени. Впоследствии, занимаясь
решением научных задач в самых разных областях мы обнаружили тот же эффект –
очень многие привычные объяснения, циркулирующие и принятые в научной среде,
оказывались не более чем фантазией.» (3)В 1991 г. .Б.Л. Злотин и А.В. Зусман опубликовали «Методику прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений», представляющую собой развитый алгоритм применения диверсионного подхода. Методика содержит значительный и полезный информационный фонд.
«Методика предназначена для решения проблем, связанных с обеспечением безопасности: прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и других нежелательных явлений; своевременного выявления "факторов риска" и "предвестников аварии"; выработки конкретных технических и организационных решений, направленных на предотвращение спрогнозированных нежелательных явлений и т.п. Методика основана на применении теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и "диверсионного анализа", она не заменяет существующие анти-аварийные методы, подходы и мероприятия, а дополняет их современными методами решения творческих задач.» (5)
Применение в
нетехнических областях
Принцип применения для нетехнических задач представляется
примерно таким же. Мы анализируем систему (бизнес – процессы, рекламную
компанию, мероприятие по стимулированию сбыта…) и ставим задачу – как
обеспечить сбой, как затормозить работу,
как воспрепятствовать достижению результата. Затем решаем эту задачу, используя
все доступные ресурсы и, если нужно, инструменты ТРИЗ. Когда возможные «аварийные» механизмы в системе
выявлены, мы решаем задачи по предотвращению возможных аварий, сбоев, проблем. Такими аварийными механизмами в компании могут быть например:
- возможность хищений товаров или денег сотрудниками,
- неэффективность рекламной/ стимулирующей компании,
- слабая мотивированность персонала,
- несогласованность работы разных частей (департаментов, отделов) компании и т.п.
Примеров на применение ДА для нетехнических
систем в литературе практически нет. Как впрочем практически нет открытых примеров на тему ТРИЗ + бизнес вообще, в силу конфиденциальности.
По некоторым непроверенным данным Б. Злотин в 90-е годы, делая прогнозную
работу для Московской товарной биржи, выявил множество (несколько десятков!)
способов срыва торгов.
В своей книге (6, с.100) С. Фаер описал применение
диверсионного подхода для создания информационных поводов для публикаций в СМИ
в предвыборной компании. Кандидат с административным ресурсом выбил в Москве 40
миллиардов руб. на зарплату шахтерам республики. Был поставлен вопрос: какие
причины могут помешать деньгам дойти до шахтеров? Например: деньги уйдут на
зарплату руководству шахт, деньги могут быть изъяты налоговой службой, деньги
будут крутиться в банках и выплачиваться с большой задержкой. В СМИ был
опубликован ряд постановлений об ответственности различных должностных лиц за эти деньги, о невозможности изъятия
их налоговой, предложения избирателям сообщать, если что не так, кандидату, с указанием контактных телефонов избирательного штаба.. Т.е. были сделаны удачные ходы в предвыборной кампании кандидата.
1. Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов.
Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинев, 1989
2. Б.Л. Злотин, А.В. Зусман Решение исследовательских задач.
Кишинев, 1991
3.
http://www.ideationtriz.com/ZZLab/Resources/Subversive_analysis.htm
5. http://www.metodolog.ru/00891/00891.html
6. С. Фаер. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. Киев, 2001
Нечунаев Г.В.
triz4you.ru
triz4you.ru
triz77@mail.ru
Перепечатка материалов разрешается при условии сохранения их целостности, указания автора и обязательной гипертекстовой ссылки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий